РУ БЕ EN

Организация образовательного процесса с использованием ИКТ

Организация образовательного процесса

с использованием ИКТ

Использование ИКТ в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности, а именно:
Незамедлительную обратную связь между пользователем и средствами ИКТ, что позволяет обеспечить интерактивный диалог.
Компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и «виртуальных»), а также их моделей, представление их в динамике развития, во временном и пространственном движении, с сохранением возможности диалогового общения с программой.
Компьютерное моделирование изучаемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально».
Автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента как реально протекающего, так и «виртуально» представленного на экране с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента. Это позволяет констатировать результаты экспериментов; варьировать значениями параметров (например, физических величин), адекватно условиям эксперимента; осуществлять постановку гипотезы эксперимента, ее проверку, модифицировать исследуемую ситуацию по результатам эксперимента, прогнозировать результаты исследования.
Автоматизацию процессов организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала: генерирование и рассылка организационно-методических материалов, загрузка и передача их по сети и т.п.
Автоматизацию процессов информационной деятельности и информационного взаимодействия в учреждениях образования и системе образования; создание единой образовательной среды.
При условии целенаправленного и систематического использования ЭСО в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышается эффективность обучения.
Обозначим ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:
Мотивационный аспект – создание условий для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся.
Содержательный аспект. ЭСО дополняет традиционный учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов).
Учебно-методический аспект. ЭСО обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.
Организационный аспект. ЭСО могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе.
Контрольно-оценочный аспект. ЭСО позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.
Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога – найти соответствующее место ИКТ в учебном процессе, т.е. идти от педагогической задачи к информационным технологиям ее решения там, где они более эффективны, чем обычные педагогические технологии.
Любой из традиционных типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний, умений и навыков) может быть проведен с использованием ИКТ. Так, например, на уроке изучения нового материала педагогом могут быть использованы следующие виды ЭСО: предметно-ориентированные среды (микромиры, имитационно-моделирующие программы); игровые обучающие программы; программно-методические комплексы; наборы мультимедийных ресурсов; справочники и энциклопедии. На уроке контроля и коррекции знаний, умений и навыков – тестирующие и контролирующие программы; лабораторные практикумы, виртуальные лаборатории.
Приведем возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:
1) класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут её сменяет следующая;
2) вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
3) в классе постоянно находятся 2-3 компьютера.
Применение ИКТ возможно также при подготовке и проведении учителем урока в нетрадиционной форме, во внеурочное время – при проведении факультативных занятий, кружковой работы, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяются учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

Примерная структура урока с использованием ИКТ
Структурный элемент: Время
1. Организационный момент 2 – 3 минуты
2. Работа с печатными учебными материалами* 10 – 15 минут
3. Физкультминутка 1 – 2 минуты
4. Работа с компьютером* 10 – 20 минут
(в зависимости от возраста учащихся)
5. Физкультминутка 3 – 4 минуты
6. Подведение итогов 2 – 3 минуты
* Структурные элементы 2 и 4 могут меняться местами и разбиваться на несколько частей.

Одним из условий эффективного внедрения средств ИКТ в образовательный процесс является анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО. Анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО может осуществляться педагогами по следующим показателям:
1. Обоснованность и целесообразность использования того или иного ЭСО на уроке.
2. Организация работы класса в целом и каждого учащегося с материалами, предъявляемыми ЭСО.
3. Деятельность учителя во время работы учащихся с материалами, предъявляемыми ЭСО.
4. Деятельность учащихся во время демонстрации материалов с помощью ЭСО.
5. Деятельность учителя сразу после окончания работы учащихся с материалами ЭСО.
6. Организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО.
7. Соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.

В случае педагогически целесообразного использования ЭСО в образовательном процессе обеспечивается:
– индивидуализация и дифференциация процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;
– предоставление учащемуся инструмента исследования, конструирования, формализации знаний о предметном мире;
– расширение и углубление изучаемой предметной области за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;
– расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);
– вооружение обучаемого стратегией усвоения учебного материала за счет реализации методов и средств информатики, возможностей систем искусственного интеллекта;
– формирование информационной культуры за счет осуществления информационно-учебной деятельности, работы с объектно-ориентированными программными средствами и системами;
– повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией, возможности самостоятельного выбора форм и методов обучения, вкрапления игровых ситуаций.

Интернет-ресурсы: